CINEMADIRECTOR.RU: самые культовые режиссеры мира

Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) | ГЛАВНАЯ


Мартин Скорсезе (Martin Scorsese) Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
ID: 634
Фотографии Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)Картинка 1: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 2: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 3: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 4: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 5: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 6: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 7: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 8: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 9: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)
Картинка 10: Мартин Скорсезе (Martin Scorsese)

. 


   СКОРСЕЗЕ, МАРТИН (Scorsese, Martin) (р.1942), кинорежиссер (США). Один из лучших представителей школы реализма американского кинематографа.
Мартин Скорсезе родился 17 ноября 1942 в районе Квинс, Нью-Йорк. После серьезных раздумий стать католическим священником Скорсезе поступает в Нью-Йоркский университет на кинофакультет. Его студенческие работы заинтересовывают мэтра малобюджетного американского кино Роджера Кормана, и тот выделяет Мартину деньги на постановку гангстерского фильма Берта из товарного вагона (1972). Лента привлекла внимание кинообщественности к молодому режиссеру, попутно преподающему режиссуру студентам (один из его студентов – впоследствии знаменитый постановщик Оливер Стоун).

Восторженные отзывы прессы встретили следующую работу Скорсезе, снова фильм о гангстерах, Злые улицы (1973), главные роли в котором сыграли не слишком известные тогда актеры Харви Кейтель и Роберт Де Ниро. В фильме отчетливо проявляются основные темы творчества режиссера: его любимый город Нью-Йорк как место действия, пространство, влияющее на мировозрение героев; реализм и показ насилия в его самых страшных проявлениях. От Скорсезе ждут нового «жесткого» фильма, но неожиданно он снимает комедию Алиса здесь больше не живет (1974), смешную и трогательную историю о матери-одиночке и ее отношениях с дочерью. Актриса Эллен Берстин, сыгравшая роль Алисы, получает премию «Оскар» за лучшую роль года.

Сенсацией 1970-х становится кинокартина Скорсезе Таксист (1976), удостоенная Гран-При на кинофестивале в Канне. В центре фильма – вьетнамский ветеран Трэвис Бикл, устроившийся на работу в нью-йоркское такси и болезненно переживающий свое отчуждение от окружающего мира. В результате любовь к малолетней проститутке (отличная работа 13-летней Джоди Фостер) толкает его на кровавое преступление. Вновь работающему со Скорсезе Роберту Де Ниро удается создать невероятно сложный, конфликтный характер главного героя, «ангела с оружием в руках», идущего в своего рода «крестовый поход» против жестокости, злобы и равнодушия вокруг. Таксист выдвигается на «Оскар» по четырем номинациям, включая лучший фильм, лучшего актера (Де Ниро) и лучшую актрису второго плана (Фостер), но не получает ни одного. Авторитет Скорсезе в Голливуде значительно вырос, и ему доверяют постановку высокобюджетного мюзикла Нью-Йорк, Нью-Йорк. На главные роли режиссер выбирает Лайзу Минелли («Оскар» за роль в мюзикле Кабаре) и того же Роберта Де Ниро, который становится своеобразным «альтер-эго» Скорсезе. К сожалению, Нью-Йорк, Нью-Йорк получается чересчур тяжеловесным, затянутым и несмешным и, как следствие не находит поддержки у критиков и терпит неудачу в кинопрокате. Напротив, следуюшая работа режиссера, документальная кинолента Последний вальс (1978) о концерте рок-группы «Бэнд» («The Band»), получает превосходные отзывы в прессе и пользуется большой популярностью зрителей.

После Последнего вальса Скорсезе приступает к постановке фильма по сценарию Пола Шредера (автор сценария Таксиста) Бешеный бык (1980), основанного на автобиографической книге боксера Джейка Ла Мотта. Бешеный бык – невероятно драматическая история жизни чемпиона США по боксу, который всю свою энергию, свою физическую и внутреннюю силу, упорство и целеустремленность растрачивает впустую. Уникальная работа Роберта Де Ниро, специально для роли Ла Мотты поправившегося на двадцать килограммов, феноменально поставленные режиссером и снятые оператором Майклом Чэпменом в черно-белом цвете сцены боксерских поединков и общая, христианская, идея искупления бессмысленно прожитой жизни сделали Бешеного быка одной из заметных картин в истории кино. Бешеный бык получает премии «Оскар» за главную мужскую роль (Де Ниро) и монтаж, оставшись, однако, без основной награды Академии – премии за «лучший фильм года». Гораздо позже кинокритики США назовут Бешеного быка лучшей кинокартиной 1980-х, а по опросу, проведенному в 1997 Американским Институтом Кино, фильм занял место в списке ста лучших кинолент столетия.

В 1981 Скорсезе снимает Король комедии (в главной роли снова Де Ниро), довольно злую сатиру на нравы американского телевидения. Из-за разногласий с продюсерами фильм вышел на экраны лишь два года спустя. В 1985 приз за режиссуру на кинофестивале в Канне получает следующий фильм Скорсезе, После работы, странная комедия о среднем служащем, волею судьбы втянутом в ночную «одиссею» по закоулкам так любимого режиссером Нью-Йорка. Успехом у публики пользуется кинолента Цвет денег (1986) – своего рода продолжение фильма Мошенник (1961), в котором Пол Ньюман играл молодого бильярдного шулера. У Скорсезе герой Ньюмана, пожилой и усталый человек, завязавший с бильярдом, становится наставником начинающего игрока, сыгранного Томом Крузом. За эту роль Ньюман получает своего первого «Оскара» (если не считать почетный «Оскар» за вклад в киноиискусство, полученный им годом ранее), что еще раз доказало блестящую работу Скорсезе с актерами.

После успеха Цвета денег Мартин Скорсезе снимает клип на композицию Майкла Джексона Плохой (Bad, 1987) и приступает к постановке сложнейшего и чрезвычайно важного для него как для глубоко верующего католика проекта, экранизации романа Никаса Казантакиса Последнее искушение Христа (1988), вольно трактующего отдельные моменты жизни Иисуса. Как во время съемок, так и после премьеры Скорсезе сталкивается с резким неприятием фильма рядом радикальных христианских организаций, обвиняющих режиссера в ереси. Негодование вызывает как выбор на роль Христа актера Уиллема Дафо, не раз игравшего до этого злодеев, так и положительная трактовка образа Иуды и многое другое, в частности эпизод сошествия с креста. В результате Последнее искушение Христа было выпущено лишь в ограниченный прокат в США и Канаде, а во многих стран было просто запрещено к выпуску на экраны. Тем не менее фильм был высоко оценен критикой, а Скорсезе был представлен к соисканию «Оскара» в номинации «лучший режиссер».

Сняв новеллу для киноленты Нью-Йорские истории (режиссеры двух других новелл: Фрэнсис Форд Коппола и Вуди Аллен), Скорсезе возвращается к героям своих первых кинолент, к гангстерам. В 1990 выходят Хорошие парни – злой, циничный, великолепно поставленный и сыгранный фильм о мафии, намертво вьевшейся в американское общество и воспринимаемой многими просто как сложный, но чрезвычайно успешный бизнес. Отказываясь от примитивного морализаторства и обличения бандитизма, Скорсезе показывает сначала притягательность образа жизни гангстера для молодых людей из бедных кварталов, а затем полный крах и разложение героев, пошедших по преступному пути. Хорошие парни вызывают бурю восторгов со стороны критиков и претендуют на «Оскар» в 6 номинациях, включая «лучший фильм года» и «лучшую режиссуру». Большой успех в кинопрокате имел следующий фильм Скорсезе, триллер Мыс страха (в главной роли – Роберт Де Ниро) – римейк одноименного фильма Джека Ли Томпсона 1961 года с Грегори Пеком и Робертом Митчумом в главных ролях. За завораживающе сыгранную роль маньяка, преследующего семью упрятавшего его за решетку адвоката, Де Ниро выдвигается на «Оскар» (равно как и исполнительница роли второго плана Джульет Льюис), но сам фильм вызвал резкую критику за излишнюю демонстрацию насилия.

Видимо, учтя претензии к показу жестокости в своем творчестве, Скорсезе экранизирует роман Эдит Уортон Век невинности (1993), речь в котором идет о нравах высшего общества Нью-Йорка середины 19-го в., зажатого в тисках предрассудков и лживой морали. Красивый и великолепно сыгранный актерами Дэниелом Дэй-Льюисом, Мишель Пфайффер и Уайноной Райдер фильм, тем не менее, оказался слишком затянутым и прямолинейным и не вызвал того резонанса, которого от него ждали. В аналогичной ситуации оказалась и следующая работа режиссера, гангстерская кинокартина Казино (1995, в главной роли Роберт Де Ниро), в которой не найден правильный баланс между драмой и развлекательным триллером. Кундун (1997) – история жизни тибетского Далай-Ламы, была поставлена с чрезвычайно интересным использованием непрофессиональных актеров и мастерски снята оператором Роджером Дикинсом, но лишена какой-либо связной основной мысли, более-менее увлекательного сюжета и так и не была выпущена в широкий прокат (несмотря на четыре номинации на «Оскар»). «Черная» комедия Вызывая мертвецов (1999) о команде «Скорой помощи» (в главной роли Николас Кейдж) вызвала противоречивые отзывы в прессе, но была не замечена зрителем. Понемногу в Голливуде начали ходить слухи о том, что лучшие годы Мартина Скорсезе остались в прошлом.

Тем не менее, Скорсезе удается получить у босса киностудии «Мирамакс Филмз» Х. Вайнштейна 90 млн. долларов на осуществление проекта, который он задумал еще в 1970-х. В 1999 в павильонах римской киностудии «Чинеччита» начались съемки фильма Банды Нью-Йорка, эпической истории о борьбе преступных группировок в этом городе в 1840-1860-х гг. 19 в. На главные роли приглашены звезда Титаника Леонардо Ди Каприо, Кэмерон Диаз и Дэниэл Дэй-Льюис, с которым Скорсезе работал ранее. К сожалению, работа над фильмом проходила мучительно, назревало столкновение между режиссером, пытающимся сосредоточиться на психологии персонажей, и продюсером Вайнштейном, стремящимся сделать упор на зрелищной стороне происходящего. Кроме того, и так отложенная из-за трудностей на съемках дата премьеры, намеченная наконец на декабрь 2001, была перенесена из-за событий 11 сентября, так как руководство «Мирамакс» сочло (на самом деле, так оно и есть), что нью-йоркцы показаны в фильме в неприглядном свете. В результате премьера фильма Мартина Скорсезе Банды Нью-Йорка состоялась лишь в декабре 2002. Кинокартина (квинтэссенция темы насилия как двигателя американского общества, проходящей через все творчество режиссера) была по-разному принята критикой. Но, тем не менее, это лучший фильм Скорсезе со времен Хороших парней, грандиозный по визуальному воплощению, проникнутый невероятно (для большой голливудской постановки) критическим отношениям к понятию американской демократии. В 2004  фильм Авиатор был признан критиками лучшим фильмом года и получил премию «Золотой глобус».
     Первый самостоятельный фильм, снятый 21-летним Скорсезе, назывался "Что такая милая девушка, как вы, делает в таком месте, как это?" Впрочем, в девушках Скорсезе тогда не очень-то понимал. По-прежнему замирая в восторге при виде очередной прелестной незнакомки, молодой человек не знал, как к ней обратиться. "Марти, - поучал его многоопытный старший брат Фрэнк, - надо действовать наскоком, быстро подойти, представиться, тут же куда-нибудь пригласить, комплиментик сказать, поцеловать - и дело сделано". В конце концов Мартин внял совету брата. Поспешной скороговоркой, сам пугаясь того, что творит, он сделал предложение студентке актерского отделения Ларрэйн Бреннан. Как ни странно, она согласилась. Вскоре, к своему ужасу, Мартин обнаружил, что она... не католичка. Отступать было поздно - и Мартину как честному человеку пришлось жениться, не спрося благословения родителей.

В качестве воспоминания об этом скоропалительном союзе осталась дочь Кэтрин. Назвав девочку в честь матери, Мартин хотел хоть как-то загладить вину перед родителями. Вскоре этот проклятый брак дал трещину. Ведь Ларрэйн была молода и честолюбива, она мечтала о блестящей актерской карьере. Она была прекрасной подругой, любовницей и даже матерью, но совершенно не годилась на роль сиделки. А Мартину была нужна скорее не жена, а бесконечно терпеливая сестра милосердия. Обострившаяся астма и постоянно разъедавшее его чувство вины превратили Скорсезе в невротика, одолеваемого всевозможными фобиями.

Прежде всего, Мартин панически боялся летать на самолете. А если он все же решался подняться на борт, то набивал свои карманы иконками и прочими "оберегами". Еще он боялся сглаза. Злых духов и демонов. И, что уж совсем странно, безобидного и ничем не примечательного числа 11. Он старался избегать его всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Ничто, например, не могло заставить его остановиться в отеле, если ему предлагали комнату, на двери которой красовались две единицы. А если на автостоянке единственным свободным местом оказывалось одиннадцатое, Мартин отменял все свои планы и поворачивал обратно.

В конце концов Скорсезе принял решение обратиться к психоаналитику, но и это ему не слишком помогло. Его мучения продолжались до тех пор, пока он не встретил Сэнди Уайнтрауб, дочь известного чиновника из корпорации "Уорнер Бразерс".

С этой встречи началась новая полоса в жизни Скорсезе. Сэнди стала его подругой на долгие двенадцать лет, оказавшись первой в длинной череде его "ангелов-хранителей". Она поила Мартина настоями из целебных трав, изобретала для него всевозможные витаминные диеты и мужественно разделяла их с ним. И, наконец, она терпела бесконечные вспышки его воистину итальянского темперамента. Ему, например, ничего не стоило в припадке раздражения сбросить посуду со стола на пол. И тогда Сэнди молча и безропотно собирала осколки.

Точно так же она поступила тогда, в 1975 году... Мартин сдернул со стола скатерть, заявив, что некая журналистка Джулия Кэймерон, пришедшая взять у него интервью, останется у них до утра, потому что за окном дождь, а ей далеко добираться. Как-то незаметно Джулия пришла брать интервью еще раз и еще, снова осталась сначала до обеда, потом до ужина, а потом и вовсе заняла место Сэнди. Жена уступила обожаемого мужа без боя. За много лет она привыкла относиться к нему по-матерински, прекрасно осознавая, что ее Марти - гений, а значит, большой ребенок.

Джулия Кэймерон оказалась не только талантливой журналисткой и обворожительной женщиной, но и хорошей сценаристкой... Именно она подсказала Скорсезе сюжет фильма "Нью-Йорк, Нью-Йорк". Впрочем, идея-то лежала на поверхности: сценарий получился о сложности их с Мартином отношений. А таких сложностей между двумя творческими натурами случается немало... Особенно когда муж, вечно преследуемый чувством вины на пустом месте, без зазрения совести обижает жену...

Снимая "Нью-Йорк", Скорсезе влюбился в исполнительницу главной роли - Лайзу Миннелли и... отбил ее у Де Ниро, с которым тогда у Лайзы был роман. И Джулия, и друг Роберт прекрасно знали, чем занимается Мартин в гримерке Миннелли. Но они решили терпеть. Беда в том, что Мартин стал страдать своего рода любовным недержанием: он мог говорить только о Лайзе. Джулия слушала о ней за завтраком, за обедом, на прогулке и даже в постели. Все разрешилось незадолго до премьеры картины. Светски болтая с Лайзой, Джулия заметила, что та крутит в руках какую-то страшно знакомую вещицу. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это медальон самой Кэймерон. Скорсезе осмелился подарить любовнице медальон собственной жены! Это стало последней каплей, Джулия подала на развод, невзирая даже на то, что всего через месяц у них родилась дочь Доменика.

В конце концов Скорсезе осознал: он увяз в женщинах и не может без них обходиться. Только рядом с ними страхи и беспокойство не мучили его... Видно, судьба иронизировала над его слабостью, так как с фарсовой буквальностью повторила любовный сюжет, однажды уже имевший место в жизни Скорсезе. В доме Мартина зазвонил телефон и некая молодая особа договорилась с ним об интервью. Этой таинственной незнакомкой оказалась Изабелла Росселлини, дочь знаменитого режиссера Роберто Росселлини и кинозвезды Ингрид Бергман, будущая актриса, супермодель и писательница. Впрочем, в то время она была всего лишь начинающей тележурналисткой. Произошло все то же самое, что с Джулией: Скорсезе оставил Изабеллу у себя сначала до завтрака, потом до обеда, а потом... Впрочем, их брак с самого начала напоминал тропический ураган - схлестнулись два бурных итальянских темперамента. Ревность Мартина к красивой и удачливой жене носила прямо-таки параноидальный характер. Он дошел до того, что нанял детектива следить за ней.

Когда Росселлини снялась в не слишком строгом костюме для обложки толстого иллюстрированного журнала, Скорсезе вдруг припомнил, что он из строгой католической семьи и в юности претендовал на роль священника. Словом, она посмела своим "нарядом девки" - Скорсезе именно так и выразился - опозорить его благородное имя! "Тебе с твоими замашками место в сицилийской глуши!" - парировала оскорбленная Росселлини. Этот брак был обречен, и Скорсезе снова пустился на поиски подруги жизни...

Его пятой женой стала Барбара Де Фина. Снова, как и Сэнди Уайнтрауб, она взяла на себя уход за Мартином. А заодно стала продюсером практически всех его фильмов, снятых в 90-е годы. Более того, она продолжает работать со Скорсезе и по сей день, хотя они расстались уже несколько лет назад.

Кандидатура шестой жены некоторое время вызывала у Мартина сомнение. Он никак не мог выбрать между актрисой Иллианой Даглас и издательницей Хелен Моррис. В конце концов Даглас не выдержала напряжения и "сошла с дистанции" - вышла замуж за другого. "Главный приз" в лице Скорсезе достался более спокойной, уравновешенной и заботливой Моррис: состоялась свадьба. "Шестой брак для католика - не шутка, - признается Скорсезе. - С другой стороны, квартал, в котором я рос, славился тем, что похороны там случались куда чаще, чем свадьбы. С тех пор свадьбы кажутся мне единственной защитой против смерти". Словом, никто уже не верит, что этот брак для 56-летнего режиссера окажется последним...

Давно прошли те времена, когда Мартин Скорсезе не знал, как подойти к женщине. Теперь женщины яростно борются за его внимание, невзирая на все его страхи, странности и вечное чувство вины. Ведь все это вылилось в три десятка больших и малых (по метражу) фильмов, из которых добрая треть - по-настоящему великие ленты, повествующие о грехе, об искушении, о необратимости расплаты...



. 




     CINEMADIRECTOR.RU: самые культовые режиссеры мира
©2008 КиноРежиссер.РУ