CINEMADIRECTOR.RU: самые культовые режиссеры мира

Клод Лелуш (Claude Lelouch) | ГЛАВНАЯ


Клод Лелуш (Claude Lelouch) Клод Лелуш (Claude Lelouch)
ID: 629
Фотографии Клод Лелуш (Claude Lelouch)Картинка 1: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 2: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 3: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 4: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 5: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 6: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 7: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 8: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 9: Клод Лелуш (Claude Lelouch)
Картинка 10: Клод Лелуш (Claude Lelouch)

. 


  Клод Лелуш / Claude Lelouch  Дата рождения: 30.10.1937

Режиссер, сценарист, продюсер, оператор, актер.
Клод Лелуш — особый случай во французском кино. Независимый человек (у него своя компания «Les Films 13»), часто поругиваемый критиками и превозносимый верными ему «лелушистами», он идет своим, ни на кого не похожим, путем в кино. Фирменный стиль Клода Лелуша можно охарактеризовать как удивительно гармоничный, динамичный и парадоксальный сплав иронической комедии, приключений, детектива и мелодрамы с оригинальной идейной основой. Подобные сплавы не такая уж редкость в истории кинематографа, но это настолько увлекательно и остроумно, настолько элегантно и нежно сделано, что стало его творческим стилем.

Судьба Клода Лелуша сама достойна экранизации. Раннее детство его пришлось на годы войны. Еврейское происхождение могло навсегда лишить нас, зрителей, и все киноискусство талантливого мастера. Маленького Клода спасло само Кино. Мать, уходя на работу, прятала днем сына ни где-нибудь, а в кинотеатрах! И малыш в свои пять лет, проводя там, в темных кинозалах, все свое время, видел по нескольку фильмов на день. Так он и стал по-доброму повернут на кино. Безумная творческая энергия и одержимость верой в свои силы вела его к смелым поступкам. Его родители весьма скептически относились к его стремлениям, но видя насколько серьезно увлечен их сын, не мешали ему. Клоду было восемь лет, когда отец подарил ему первую 8- миллиметровую кинокамеру. Клод носил ее повсюду, раздражая школьных учителей, приятелей, которые, сами того не желая, становились героями его фильмов. И удивительное дело: их учительница, старая дева с длинным носом и потухшими серыми глазами, всегда носившая одно и то же бесформенное платье, на пленке выглядела совсем не страшной - наоборот, трогательной, грустной и беззащитной. Но самым большим удовольствием для самодеятельного режиссера было снимать девчонок - знакомых и незнакомых, хорошеньких и дурнушек, совсем еще несмышленых и взрослых красавиц, использующих весь арсенал косметики. Приятель отца, оператор, которому показали ленты, снятые Клодом, дал ему несколько профессиональных советов, и через некоторое время будущий режиссер смонтировал фильм о войне - «Зло века». Более того, по настоянию родителей он послал эту ленту на фестиваль в Канны. Нетрудно представить, что почувствовал мальчик, когда из этой киномекки пришло известие, что его работа получила премию за лучший любительский фильм. Ему тогда было всего 14. Через пару лет Клод устроился ассистентом режиссера рекламных роликов. Работа была нудная, но определенные навыки он все же приобрел, и через некоторое время его взяли на должность оператора-хроникера в киножурнал. Тогда он объездил с ручной камерой полмира, жажда самоопределиться и иметь твердую общественную позицию сначала забросила его в США, а потом и в СССР. Его левацкие убеждения, модные тогда в обществе, только окрепли после увиденного в Штатах, но позднее он полностью разочаровался в них. Причиной тому стала его поистине шпионская поездка в Советскую Россию. Он не хотел снимать там "потемкинские деревни", любезно изготовленные большевиками для капиталистических туристов, а хотел увидеть правду жизни при социализме. Убегая от сопровождающих, пряча камеру под плащом он снимал улицы Москвы, советских людей, он снимал саму жизнь. Все отснятое он нелегально провез через границу в банках с черной икрой! И после этой поездки он с усмешкой стал относитья к левацким заявлениям своих более старших братьев по режиссерскому цеху (Годар и другие), теперь то он знал, что такое социализм не понаслышке. Документальную 45-минутную ленту о Москве «Когда поднимается занавес» (Quand le rideau se leve, 1957) купили крупнейшие телекомпании мира, а заработанные деньги помогли будущей знаменитости продюсировать собственный фильм. Тогда и родилась идея снять мелодраму. Вскоре сценарий, написанный совместно с Пьером Ютеревэном, начал воплощаться на сценической площадке. Название родилось не сразу. «Собственно, о чем этот фильм? - однажды подумал Лелюш, возвращаясь со съемок. - Если отбросить переходные мизансцены, то, в сущности, все сводится к одному: любовным отношениям главных героев. Вокруг этого вертится весь сюжет... Боже, как же это нам раньше не пришло в голову...» Придя домой, он тут же схватился за телефонный аппарат: «Пьер, я придумал: не надо мудрить, пусть будет просто - «Мужчина и женщина». В главных ролях снимались Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян. Поначалу они, уже имевшие некоторый экранный опыт, опешили от напористости молодого, никому неизвестного режиссера, который покрикивал на них и вообще вел себя так, будто он - мэтр, за плечами которого не один успешно осуществленный проект. Потом актеры привыкли, оценив умение режиссера не только выстроить мизансцену, но и показать, как действовать актерам. Путь к ошеломительному успеху был тернист. Достаточно сказать, что полностью цветным фильм «Мужчина и женщина» сделать не удавалось, так как не хватало тех самых пресловутых средств. Удалось собрать только на фрагменты, и как прозорлив оказался Лелуш, сказав, что пусть все думают, что это новый художественный прием! Сделав ретроспективу и студийные эпизоды в "цвете", всю натуру он снял в элегантном черно-белом исполнении. Кстати, оператором этого фильма он был сам, а музыку написал мало кому доселе известный автор, ставший тоже в одночасье знаменитым, Франсис Лей. К счастью, все задуманное удалось. Доход от картины стал материальной основой независимости будущих изысканий маэстро. «Мужчина и женщина» (Un homme et une femme,1966) триумфально шествовали по миру. Но если на Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля режиссер в глубине души рассчитывал, то признание Голливуда явилось для него приятным и неожиданным сюрпризом.

Тема «мужчина-женщина» становится сквозной в его творчестве назависимо от числа действующих лиц. Об этом и «Жить, чтобы жить» (Vivre Pour Vivre, 1967), и «Человек, который мне нравится» (Un Homme Qui Me Plait, 1969), и «Брак» (Mariage, 1974) — наиболее жесткий анализ распада семьи, и «Другой мужчина — другой шанс» (Another Man, Another Chance, 1977), и «Мужчина и женщина, 20 лет спустя» (Un Homme Et Une Femme: Vingt Ans Deja, 1986). Не менее привлекательны для Лелуша и совсем другие сюжеты, в которых либо действуют рабочие «Смик, Смак, Смок» (Smic, Smac, Smoc, 1971), либо жулики и прохвосты с любвеобильным сердцем в фильме «С новым годом» (La Bonne Annee, 1973), убийца в облике обворожительной женщины в фильме «Кот и мышь» (Le Chat Et La Souris, 1975), в котором совершенно несвойственной ей роли снялась великая Мишель Морган («мышь»), а в роли «Кота» — Серж Реджани. Иногда Лелуш вторгается в несвойственную ему «фантастику» -«Да здравствует жизнь!», (Viva La Vie!, 1984), но это не приносит ему удачи. В последние годы он больше склонен анализировать сложный духовный мир «Баловень судьбы» ( Itineraire D\'un Enfant Gate, 1988), где снял превосходный «дуэт» Бельмондо-Анконина.

Трагическая судьба еврейского народа середины XX века и детство самого режиссера всегда настойчиво пульсировало в творческом сердце Лелуша. Его страсть к документальному кино, глубокий интерес к самой Истории воплотились в нескольких схожих по эпичности фильмах - "Вся жизнь" (Toute Une Vie, 1974) и "Одни и другие" (Les Uns Et Les Autres, 1981). В них рассказана история нескольких поколений людей, в судьбы которых вмешалась сама История. Всегда интересовавшийся проблемами холокоста, он снова возвращается к истории еврейской семьи, снимая «по роману В. Гюго» фильм «Отверженные» (Les Miserables, 1995), перенеся действие в 20 век.
"Я считаю, что самый великий художник во Вселенной- это сама жизнь. Никто не в силах ее превзойти в фантазиях и таланте. Она всегда была и будет моим единственным источником вдохновения и высшим судьей." (Клод Лелуш )
На Московском международном кинофестивале MMKФ-2007 Клод Лелуш представил свой фильм "Железнодорожный роман

" (Roman de gare, 2007) . Замечательный мастер и ныне продолжает творить, давая жизнь весьма достойным картинам.
 Творческое долголетие признанных мастеров – желанная, но редкая добыча. «Железнодорожный роман» (2007г) наглядно доказал, что мсье Клоду ещё есть, что сказать зрителю.



. 




     CINEMADIRECTOR.RU: самые культовые режиссеры мира
©2008 КиноРежиссер.РУ